История и тайны туапсе

ИСТОРИЯ И ТАЙНЫ ТУАПСЕ
Экологический маршрут


"История - свидетельница времени,
свет истины, учительница жизни,
жизнь памяти, вестница старины".
Цицерон


История города Туапсе богата и интересна. Она неразрывно связана с историей не только Черноморского побережья Кавказа, но и всем Средиземноморьем. Еще древним мореплавателям это местечко хорошо было знакомо под такими названиями как - Старая Ахея,
Кодэс, Топсида . . . Этот уголок Черноморского побережья Кавказа всегда играл важную роль в экономической жизни региона и побережья. Подлинное значение топонима "Топсида" сегодня утрачено. Но в то же время известно, что суффикс «ида» обычно добавлялся греками к названиям местностей некогда бывшими сушей, а позже ушедшими под воду. Мы знаем такие названия как Меотида, Понтида, Антарктида, Атлантида… К ним необходимо добавить также и – Топсида. Загадку древнего названия частично раскрывает данная экскурсия.
Археология нам рассказывает, что первые люди пришли в Туапсинский район через Колхиду из Малой Азии и произошло это 400-335 тысяч лет назад ( в эпоху раннего Ашеля ).
В эпоху бронзы (в 3-ем - 2-ом тысячелетиях до н. э.) на Кубани и Черноморском побережье Кавказа проживали различные родственные арийские племена индоевропейской группы народов, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной и дольменной археологических культур, а также "майкопские" племена, переселившиеся в Закубанье из Мессопотамии в 111 тыс. до н. э.
Основным населением Северо-Западного Кавказа в 1 тыс. до н. э. были меоты. Иногда к ним относят и оседлые земледельческие племена степных ираноязычных кочевников - киммерийцев, скифов, сарматов, считая их далекими предками адыгов.  С течением времени они то дробились на разноименные племена, то объединялись в Союзы. Меоты, синды, сарматы, касоги, аланы, тореты, керкеты, адыге - так постепенно чередуются самоназвания местных жителей Северного Кавказа. Названия племен последнего дробления сохранились на Кавказе по сей день: убыхи, бжедухи, натухайцы, абадзехи, хакучи, шапсуги.
На местных жителей, в свое время, огромное влияние оказали греческие и после римские города-колонии. Они существовали на побережье почти тысячу лет (с VI в. до н. э. по IV в. н. э.) и вошли в мировую историю под известным объединенным названием - Боспорское царство ( с 480 г. до н. э. ).
На протяжении многих веков на местных жителей в большей или меньшей степени оказывали влияние соседи и незваные "гости". Монгольские, тюркские и варварские племена - гунны и готы, сменяя, поглощая, уничтожая друг друга, прошли здесь. Болгарское государство и Хазарский каганат, Киевская Русь и Золотая Орда, среднеазиатский завоеватель Тимур (Темерлан), Крымское ханство и Османская Турция,- кто только не хозяйничал здесь. Печенеги, половцы, нагайцы, живя в непосредственном контакте с адыгейскими племенами, так же вносили свое, хоть и небольшое влияние. При этом самым удивительным и важным является тот факт, что не смотря ни на что по сей день коренные жители Кавказа сохранили свою самобытность, культуру язык…
С территорией Туапсинского района и событиями освоения Россией Черноморского побережья Кавказа в XVIIIXIX вв. связно множество известных фамилий представителей русской интеллигенции. В Х1Х веке в ходе ряда кавказских войн Черноморское побережье Кавказа от Тамани до Поти окончательно закрепилось за Россией. Укрепляя свои новые южные границы, Россия воздвигала на побережье военные форты. 12 мая 1838 года в междуречье горных рек Паук и Туапсе был высажен военный десант, который построил здесь военное укрепление. Оно было названо Вельяминовским в честь, незадолго до этого умершего (в марте 1838 г.), командующего Черноморской и Кавказской военных линии - генерала Вельяминова Алексея Александровича. Командовал операцией по высадке десанта в Туапсе Главнокомандующий Черноморским флотом, известный мореплаватель, один из бывших первооткрывателей Антарктиды Адмирал флота Михаил Петрович Лазарев. Сухопутными войсками командовал Николай Николаевич Раевский (младший) сын Н. Н. Раевского - героя Отечественной войны 1812 года, близкого декабристам и А. С. Пушкину. Н. Н. Раевский (младший) получил боевое крещение также в войне 1812 года, куда его - 11-ти летнего мальчика и старшего брата Александра - взял с собой отец. В воспоминаниях известен случай, когда под селением Салтановка, сдерживая натиск врага, старший Н. Н. Раевский, взяв сыновей за руки, поднимал своих бойцов против в пять раз превосходящих численность его подразделения французов. Этот легендарный эпизод описан многими русскими писателями и современниками Раевских. Раннее познание военного дела и определенная известность в высших кругах российского общества способствовали быстрой военной карьере молодого Н. Н. Раевского. В возрасте 25 лет он уже имел звание генерал-майора. А за успешные действия в операциях на Кавказе (у Туапсе и Шапсухо – на месте нынешнего селения Лермонтово) он был удостоен звания генерал-лейтенанта.
Поскольку Николай Раевский был одним из лучших друзей А. С. Пушкина, не случайно его адъютантами в Кавказской кампании оказались бывший секундант Пушкина на дуэли - К. К. Данзас (сосланный на Кавказ за участие в дуэли) и брат Поэта - Лев Пушкин (за косвенную связь с декабристами). Именно Н. Н. Раевский и Л.С. Пушкин - первыми ступили на песчаный туапсинский берег в мае 1838 года в том месте, где ныне расположен стадион "Водник". К. К. Данзас также бывал в Туапсе, в частности в 1939 и 1940 годах в ходе восстановительных операций после штурмов береговых креплений отрядами горцев.
В высадке десанта в Туапсе принимал также участие молодой талантливый художник К. И. Айвазовский. В военную кампанию на Черноморском побережье Кавказа его пригласили Н. Н. Раевский с М. П. Лазаревым. Во многих музеях страны можно встретить наброски, этюды и  картины знаменитого художника с сюжетами происходивших тогда здесь событий.
В десанте участвовал один из бывших декабристов - Н. И. Лорер. В своих «Записках декабриста» он оставил нам свои яркие впечатления о тех давних событиях. (Их можно найти в книге «Декабристы на Кавказе»).
В первые годы существования Вельяминовского укрепления на него неоднократно нападали отряды горцев (1839 г., 1840 г., 1864 г., всего 18 раз), но российские войска вновь и вновь военное укрепление здесь восстанавливали.
После окончания военных действий на Кавказе, в 1864 году, на месте бывшего укрепления был основан Вельяминовский посад. Этот посёлок, основанный отставниками военными и переселенцами, и дал начало городу. В 1897 году, после окончания строительства дороги Майкоп – Туапсе (в 1885 г.), Вельяминовский посад был переименован в посад Туапсинский. 1(13) мая 1898 г. в посаде было введено упрощенное городское общественное управление. Статус города посад получил ориентировочно в 1916 г. (Документов не сохранилось).
Волей истории город Туапсе оказался на перекрестке торговых и промышленных транспортных путей. В 1891 г. на Черноморском побережье было начато строительство автодороги от Тамани до Поти. Дорога строилась сразу на нескольких участках в основном только киркой и лопатой. Тяжёлые условия контрактников, работающих на строительстве дороги, высокая смертность среди рабочих от малярии и кишечных заболеваний при плохом питании стали причиной закрепления за дорогой её "народного" названия - "голодное шоссе". С 1908 по 1914 г. была построена и пущена в эксплуатацию Армавиро-Туапсинская железная дорога. Акционерное общество, строившее эту дорогу, активно занималось и сооружением крупного коммерческого порта в Туапсе. Поэтому неслучайно, в дореволюционный период Туапсе являлся столицей Черноморской губернии, объединявшей такие причерноморские округа, как Новороссийский, Геленджикский и Сочинский до р. Бзыбь.
В начале ХХ века со строительством на побережье железной и шоссейной дорог в Туапсе появляется промышленность. В город стали прибывать рабочие. Среди них были и профессиональные революционеры. Создание в городе социал-демократической организации, ее быстрый рост, активная работа в массах способствовали тому, что Туапсе стал первым советским городом на Кубани и в Черноморье. 3 ноября 1917 г. советская власть в Туапсе была установлена без единого выстрела и на месяц раньше чем в Москве (!).
В 1918 году через город Туапсе пролег победоносный путь Таманской Армии (взятие города произошло 1 сентября), вошедший в историю Гражданской войны под названием "железный поток". В годы гражданской войны ( в 1920 г.) в Туапсе создается Красная армия Черноморья ("революционная армия"), объединившая в себе партизанские отряды Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа.

По восстановлении Советской власти в Туапсе с 1920 года разворачивается "социалистическое строительство".
Первенцем ударных строек в стране в первой пятилетке стало строительство  нефтепровода "Грозный - Туапсе" (1927-1928 гг.). Параллельно в городе идет строительство нефтеперерабатывающего завода "Грознефть" (1927-1929 гг.), реконструируется грузовой порт, создается первое в СССР управление Черноморского нефтеналивного флота "Совтанкер" (январь 1933 г.).
В 30-х годах входят в строй судоремонтный завод имени Ф. Э. Дзержинского, предприятия пищевой промышленности.
В начале Великой Отечественной войны Туапсе выполнял роль эвакогоспиталя. Сюда прибывали из мест ожесточенных боев раненые, проходили лечение в госпиталях и вновь уходили на фронт.
В связи с этим в маленький, казалось бы, глубоко штатский город Туапсе, война пришла с первого ее дня. С каждым следующим днем Туапсе все больше ощущал на себе ужас войны, постепенно перерождаясь, из города-труженика в город воин. Уже 23 декабря 1941 года гитлеровская авиация совершила первый налет на Туапсе. А к сентябрю 1942 года волна военных действий докатилась непосредственно к нему.
Туапсинское направление гитлеровское командование считало одним из главных. Им была создана специальная группа войск - "Туапсе", а операция по выходу к морю через Туапсе именовалась - "Аттика". В наступательных действиях фашистов были задействованы отборные войска, состоящие в основном из горно-стрелковых и легко-пехотных дивизий, специально экипированных и прошедших длительное обучение ведению боевых действий в горах.
Из 26 дивизий, имевшихся перед Закавказским фронтом, 18 враг сосредоточил против Черноморской группы войск.
Гитлеровцы были уверены в успехе Туапсинской операции. Состояние сил на Туапсинском направлении в начале военных действий было в пользу врага: по пехоте в два раза; по артиллерии в три раза; у немцев 150 танков - у нас ни одного; у них 360 самолетов, а у нашей 5-й воздушной армии - 71.
Жестокими бомбардировками Туапсе был разрушен на 94%, но тем не менее, город жил и боролся. Усилиями жителей города, которых оставалось в живых всего пять тысяч человек и воинов гарнизона, город был превращен в крепость. Натиску врага защитники Туапсе противопоставили героизм, мужество и беззаветную преданность Родине.
Важную роль в разгроме фашистов под Туапсе сыграла и туапсинская военно-морская база. Являясь главным портом Черноморского флота, она играла одну из важных ролей в освобождении Новороссийска, проведении Керченско-Феодоссийской операции.
В битве за Кавказ Туапсинская оборонительная операция  во многом предрешила крах фашистского плана "Эдельвейс" и способствовала успеху наших наступательных боев на Северо-Кавказском фронте. Туапсинская оборонительная операция длилась с 25 сентября по 20 декабря 1942 года, а в январе 1943 года Туапсинский район был уже полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Историческое значение Туапсинской оборонительной операции заключается в том, что, благодаря массовому героизму советских воинов 18-й армии и жителей города и района, стоявших насмерть в бесчисленных жестоких боях с фашистами, у города Туапсе был сорван план гитлеровского командования по захвату Кавказа. Враг был остановлен и не пропущен в Черноморье и Закавказье.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1981 года за мужество и отвагу, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Туапсе награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Орден на знамени Туапсе - достойная награда городу-воину, городу-труженику.
В 2008 году Указом № 557 от 05 мая президента Российской Федерации В. В. Путина городу Туапсе также присвоено заслуженное звание ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.
Современный Туапсе - это портово-промышленный город с крупным железнодорожным узлом и населением более 70-ти тысяч человек, представленным более 90-та национальностями. Туапсинский порт - 2-й по величине российский порт на Черном море, принимавший в Советское время до тысячи иностранных и российских судов. В городе действует более 13-ти промышленных предприятий. Продукцию крупнейших из них: машиностроительного, судоремонтного и нефтеперерабатывающего заводов знают более чем в 45-ти странах мира.
Город расположен частично в ущельях и долинах, частично на горах. Он условно разбит на пять микрорайонов. От разъездного моста - в сторону Сочи расположился микрорайон Грознефть, над ним выше, на горах, микрорайон улицы Звездная. В северо-западной части города, на выезде в сторону города Новороссийска – микрорайон Приморье. На север по долине реки Туапсе, с крупным сортировочным железнодорожным узлом растянулся микрорайон Сортировка. А узловым микрорайоном, как бы соединяющим все, окружающие его микрорайоны, является микрорайон Центр. Чаще всего именно он, и встречает, и провожает гостей города и  гостей туапсинских курортов.
Окончание обзорной экскурсионной программы предусмотрено на комплексе мегалитических сооружений - дольменов у окраины города. Загадки и тайны, связанные с этими удивительными объектами, уводят экскурсантов в головокружительную древность. Ведь по утверждению современных учёных их возраст значительно превышает возраст Египетских пирамид!
Маршрут доступен всем категориям туристов и в течение всего года, при отсутствии ненастной погоды.

 

Условия для прохождения маршрута

Пешеходные экскурсионные прогулки возможны в течение всего года при соответствующей экипировке туристов и при благоприятных метеоусловиях. При этом, путешествия в любых условиях требуют обязательного сопровождения туристов опытным инструктором-экскурсоводом.
Возрастные ограничения:
- дети в сопровождении родителей - от 8 лет;
-
детские группы при вспомогательном сопровождении воспи-
тателей - от 12 лет;

Внимание! Турист должен иметь физические возможности для преодоления в течение дня 14-ти километрового горного перехода с участками скального рельефа.
Личное снаряжение для прохождения маршрута:
- рюкзак (объемом до 30 л); 
- обувь на жесткой рифленой подошве; 
- спортивный костюм; 
- купальный костюм (в летнее время); 
- теплая, но легкая куртка (в межсезонье); 
- плащ-накидка (дождевик); 
- КЛМН.
С собой желательно иметь:
- личную аптечку и личный ремонтный набор; 
- сменную, запасную обувь, запасные носки; 
- туристский коврик («коремат»); 
- туалетные принадлежности.
Рекомендуется иметь:
- фотоаппарат (видеокамеру).

Как заказать экскурсию по данному маршруту?

Условия для оформления заказа экскурсии:
Заявка должна быть подана не позже чем за 3 дня до даты её проведения.
Необходимо указать общее количество людей в группе и из них детей (до 14 лет).
Уточнить условия питания на маршруте (полное обеспечение питания турфирмой; содействие в организации питания при наличии сухого пайка в группе (в частности: предоставление группового кострового и кухонного инвентаря); полная автономия туристов на маршруте; обеспечение конкретного сухого пайка (меню, предпочтения в сырьевом наборе); без питания.
Требуемое транспортное обслуживание на маршруте (подвоз к началу пешеходного участка маршрута и встреча по окончании программы; только подвоз вначале или только встреча и где); использование дополнительного транспорта (грузового и др.).
В общую стоимость обслуживания входит:
Организационные услуги.
Общая стоимость транспортного обслуживания на маршруте.
Работа экскурсовода-инструктора (при численности группы до 20 человек стоимость фиксированная).
Экологический сбор (входная плата на охраняемый объект).
Стоимость питания (в соответствии с согласованными условиями).
Посещение культурных программ.
Групповое снаряжение (в соответствии с согласованными условиями).
Сувенирная продукция (при её включении в условия программы обслуживания).
Обязательная страховка от несчастного случая.
Сопровождение группы на маршруте эксклюзивным специалистом.
Порядок предоставления туристско-экскурсионных услуг:
Согласно Положения «Порядок предоставления услуг» предполагаемый услуги оплачиваются клиентом в форме 100% предоплаты, о чём турист получает на руки подтверждение в виде туристской путёвки. Юридическую силу на туристское обслуживание на маршруте имеет Договор на туристское обслуживание, заключённый между туристом (заказчиком) и турфирмой (предпринимателем) исполнителем программы обслуживания на маршруте.
Турист обязан:
Своевременно явиться к месту начала экскурсии (путешествия) и соблюдать в дальнейшем график движения по маршруту.
Соблюдать на маршруте требуемые правила поведения, технику безопасности, противопожарные и санитарные нормы и правила.
Уважительно относиться к местному населению и обслуживающему персоналу, бережно относиться к памятникам, культуры, природы и окружающей среде.

Турист имеет право:
На получение необходимой достоверной информации о туристско-экскурсионных программах турфирмы.
На обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и своевременное получение неотложной медицинской помощи.
На предъявление претензий в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания туристско-экскурсионного обслуживания по конкретной программе, которая должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня её регистрации исполнителем.
Расторгнуть договор купли-продажи туристско-экскурсионных услуг с возвратом путёвки в любой момент до начала обслуживания по программе, возместив при этом турагентству её фактические затраты, понесённые в ходе подготовки и реализации программы обслуживания, что составит при отказе:
- более чем за три дня до начала обслуживания – 15 % от общей стоимости путёвки;
- за три – один день – 30 % от общей стоимости путёвки;
- менее че за сутки – 80 % от общей стоимости путёвки.

Особые условия:
Исполнитель оставляет за собой право переноса даты экскурсии (путешествия) или замены её на равноценную в связи с форс-мажорными обстоятельствами (стихийное бедствие, ненастная погода, вдруг возникшая техническая неисправность транспорта, болезнь исполнителя).
Телефоны: +7 (988) 153-39-83
Организатор экскурсии:
Диспетчер (оформление заказа): +7 (952) 861-90-12
Заказать услугу (связаться с нами)