По следам железного потока

ПО СЛЕДАМ "ЖЕЛЕЗНОГО ПОТОКА"
Экологический маршрут

«Пройдут года, дожди и ветры смоют
Кровавый след на склонах и песках,
Но подвиг ваш, таманские герои,
Бессмертен в человеческих сердцах».
Эти слова высечены на гранитном
постаменте памятника-обелиска
героям «железного потока»,
воздвигнутого в Темрюке в 1958 г.,
к 40-летию Таманской Армии.

В советское время с детских лет для всего населения страны было знакомо и любимо произведение «Железный поток». Оно входило в обязательную школьную программу. Но, в то же время, порой не все знали (тем более в последующие годы), что в основу своего произведения писатель положил подлинные исторические события, и что прототипами его героев явились бойцы и командиры Таманской Армии.
Летом 1918 года, оказавшись окружёнными на Таманском полуострове контрреволюционным казачеством, немецкими оккупантами и отрядами грузинских меньшевиков, разрозненные красноармейские части и отряды объединились в Таманскую армию. Эта поначалу стихийная человеческая масса, одержимая собственническими анархистскими настроениями, постепенно трансформировалась в организованную революционную колонну, которая, по образному сравнению самих таманцев, «железным потоком» сметала на своём пути все преграды, пробиваясь на соединение с главными силами Красной Армии Северного Кавказа.
Абсолютная вера в идею революции духовно преобразила этих людей, обозначила целью - счастливое, мирное будущее, вдохновила на подвиги.
1000 километров прошла 60-ти тысячная колонна таманцев. Их путь с тяжёлыми боями пролёг от приазовских плавней по плодородным полям Кубани, вдоль скалистого берега Чёрного моря, через Главный Кавказский хребет, безводные ставропольские и калмыцкие степи, по сыпучим астраханским пескам, до великой русской реки Волги.
Таманцы проявили беспредельную стойкость, революционный энтузиазм и бесстрашие. Штыком и гранатой, лихими кавалерийскими атаками они громили врагов, пытавшихся остановить их могучий людской поток.
Прорвав вражеское кольцо окружения и воссоединившись с главными силами Красной Армии Северного Кавказа, таманцы спасли десятки тысяч(!) трудящихся Кубани и Черноморья, ушедших вместе с армией от дикой расправы озверевших белогвардейских банд.
Волнующей легендой вошли таманцы в историю Гражданской войны. Сметающую все преграды на своём пути колонну белогвардейцы именовали – «туапсинской». Сам же народ назвал этот беспримерный по трудностям марш – «железным потоком».
Звание «таманец» долгое время было почётным среди воинов, сражавшихся на Северном Кавказе. Бойцов Таманской армии отличали высокая боеспособность и дисциплинированность. Массовый героизм и боевая доблесть таманцев были высоко оценены Советским правительством и партийным руководством края.
Именно эта героическая эпопея таманского похода и была положена в основу классического произведения советской литературы – повести А. С. Серафимовича «Железный поток», герои которой вот уже более полувека волнуют сердца миллионов читателей во всём мире.
Известно, что прототипом главного героя Кожуха явился командир 1-й Таманской колонны, прославленный герой Гражданской войны Епифан Иович Кофтюх. В образе моряка Смолокурова выведен первый командарм Таманской Армии – Иван Иванович Матвеев, в образе Селиванова - заместитель командарма 1-й Таманской колонны Марк Васильевич Смирнов, а прообразом начальника штаба армии явился Георгий Николаевич Батурин.
Но что же послужило причиной тем легендарным событиям?
С целью объединения сил трудящихся Северного Кавказа 1-й съезд Советов Северного Кавказа, прошедший в июле 1918 г. в Екатеринодаре, провозгласил создание единой Северо-Кавказской области, куда вошли Кубано-Черноморская, с административным центром в г. Туапсе(!), Ставропольская и Терская республики.
В августе 1918 г. пламя войны разгорелось особо жарко. На Тамани началась открытая военная интервенция против Советской республики. В это же время генерал Деникин повёл окрепшую Добровольческую армию во 2-й Кубанский поход. Фронт боёв Красной Армии с Белой Армией и интервентами растянулся на десятки тысяч километров. С 16 на 17 августа 1918 г., поддержанные кубанскими казаками, не встречая особого сопротивления, войска Деникина вошли в Екатеринодар. На Черноморском побережье велись бои против грузинских меньшевиков и немцев. Зашевелилась контрреволюция в Майкопе. Кубано-Черноморская республика, лишённая связи с центром, без надёжного тыла, оказалась в огненном кольце.
Красная армия, отходя к Армавиру, оставила в тылу врага на Таманском полуострове огромную группу войск. Их связь с главным штабом была потеряна окончательно. Их считали погибшими, так как знали, что «деникинцы» и примкнувшие к ним казаки не оставляли в живых никого, кто сотрудничал с большевиками.
К 25 августа 1918 г., слившись в единый поток, таманские части скопились в районе станицы Верхнее-Баканской (станция Тоннельная). Кроме многотысячной массы войск здесь собралось до 20 тысяч, запуганных зверствами белых, беженцев, со своими детьми, домашним скарбом, громоздким обозом. Среди них распространялись различные провокационные слухи, которые доходили до войск, вызывая панику и смятение. Навести порядок было очень трудно(!).
25 августа по инициативе большевиков состоялось совещание командиров и комиссаров сосредоточившихся в этом районе советских частей. Одним из выступающих был командующий наиболее крупной колонны войск, отступающей из-под Темрюка – Епифан Иович Ковтюх.
Хорошо зная природные условия Кубанской области и Черноморья, имея опыт войны в горах, он предложил немедленно выводить части из окружения через Новороссийск, по берегу Чёрного моря до Туапсе и дальше через Главный Кавказский хребет на соединение с главными силами Красной Армии.
С большим вниманием участники совещания выслушали речь Е. И. Кофтюха. Были и другие мнения. Но после их обсуждения решили принять предложение Ковтюха.
Отход начали в этот же вечер. В 5 часов утра 26 августа таманские отряды были уже в Новороссийске. За войсковыми частями тянулись обозы беженцев. Общая численность трёх таманских колонн составляла около 27 тыс. штыков, 3500 сабель и 15 орудий разных калибров. Запасы продовольствия кончались. Обоз беженцев был переполнен раненными и детьми. Новороссийск, через который спешно проходили таманские части, контролировался с моря и с воздуха немецкими и турецкими интервентами. Над городом часто появлялись немецкие гидросамолёты.
Отсутствие единого командования, у отходящих войск таманцев дало о себе знать с первого дня. Тем не менее, шаг за шагом они пробивали себе путь в тылу врага.
…Длинной лентой растянулись таманские полки по извилистому приморскому шоссе, ведущему к Геленджику. Бесконечной вереницей двигались за ними многочисленные обозы беженцев. На подводах, гружённых детьми и стариками, всё больше появлялось раненых и больных из новороссийских госпиталей.
Никто – ни враги, ни свои – не знали, что это за армия. Белогвардейцы считали, что «идёт вооружённая банда, перевозящая большие ценности». В одном из донесений белых в генштаб были такие строки: «Туапсинская колонна, численностью до 20 тысяч штыков, состоит из матросов и пленных немцев». Да и в штабе большевиков о них были ложные сведения. Таманцев-то считали погибшими!
Бывший начальник штаба Таманской армии Г. Батурин вспоминает: «(…) Из рассказов больных отставших от Красной армии, встречавшихся нам в освобождённых городах, мы узнали, что в войсках ходят слухи, что идут какие-то меньшевики или матросы с немцами, которые бьют всех – и кадетов, и большевиков. По другим словам – это анархисты. Дошло до того, что стали ходить легенды о какой-то «чёрной хмари», уничтожающей всё на своём пути».
С особыми трудностями продвигались части I-й таманской колонны под командованием Е. И. Ковтюха. Впереди них, то и дело преграждали путь конные отряды грузинских меньшевиков, с моря колонну таманцев обстреливала морская артиллерия интервентов, а со стороны гор и ущелий совершали набеги и устраивали засады белогвардейцы. Свернуть было некуда; справа – море, а слева – крутые отроги гор. Положение таманских частей было предельно (!) сложным. Обозы, в которых ехали раненые и больные, а также семьи многих красноармейцев, перемешались со строевыми частями. На ящиках со снарядами нередко можно было видеть женщин с малолетними детьми. Напрягая все силы, без отдыха, I-я колонна с боем прошла Геленджик и двинулась дальше на Туапсе.
А тем временем, 27 августа 1918 г. в Геленджике совещание командно-политического состава таманских частей положило начало существованию Красной Таманской армии, как организованному воинскому объединению, управляемому одним командованием. Совещание проходило в здании сельского совета. Командующим армии был избран матрос большевик И. И. Матвеев и он же командующим 3-ей колонной, оборонявшей отход таманцев. Командующим 2-й колонной был назначен Д. Е. Хисунов, а 1-й – не присутствующий на совещании, прошедший Геленджик без остановки – Е. И. Ковтюх. Начальником штаба был избран активный участник революционного движения, член партии с 1917 г. (в прошлом - бывший капитан царской армии) – Г. Н. Батурин. Но, несмотря на формальное создание Таманской армии, в частях была умело организована политическая работа. Командование армии старалось на ходу произвести некоторую реорганизацию частей. Осуществить это удалось, хотя не так быстро, как хотелось.
Уже на третий день марша иссякли продукты. Люди вынуждены были голодать.
Несмотря на голод, усталость, отсутствие обмундирования и боеприпасов, боевой дух таманцев укреплялся с каждым днём, и даже с каждым часом, – вспоминают об этих днях участники похода.
Всё выше в горы уходила дорога. Тяжело было преодолевать её крутые подъёмы, спуски и частые повороты с множеством выбоин, когда днём нещадно жарило солнце, а ночью одолевал холод и голод. Но ещё труднее было сломить сопротивление противника на Михайловском перевале, у селений Пшада, Архипо-Осиповка, Джубга…
Почти ежедневно арьергардным частям приходилось вступать в бой с противником.
Благодаря стремительным и слаженным действиям всех колонн Таманской армии, преодолевались на пути одна преграда за другой, одерживались блестящие победы над врагом.
Таманцы были преисполнены решимости преодолеть любые преграды, чтобы скорее выйти в плодородные кубанские степи, и соединиться с главными силами Красной армии Северного Кавказа.
Переход требовал нечеловеческих моральных и физических сил. А впереди была ещё основная преграда – Агойский перевал.
Атаковать вражеские позиции здесь можно было только с одной стороны – по небольшому узкому ущелью, где шла дорога. Но здесь белогрузины сосредоточили огонь всех своих батарей. Заняв выгодные позиции, противник мог простреливать все серпантины горного шоссе, идущего через перевал и встретил таманцев артиллерийским огнём ещё на дальних подступах к перевалу 31 августа 1918 г.
Вечером чернота ночи быстро поглотила и горы, и скалы, и глубокое хоть и короткое урочище у перевала. Это изогнутое предперевальное ущелье, по которому идёт дорога к Агойскому перевалу в давние времена не случайно именовалось – «Тыкунаще», что в переводе означает – «Кривой курок». Небольшая долина в начале этого ущелья - напротив современной автозаправочной станции (ныне застроенная дачами) носила название – «Шекож».
Участники «таманского» похода вспоминают: «(…) Ещё было видно, как по брустверу ходит часовой, такой же бархатно-чёрный, как и всё в этой бархатной черноте. Он медленно ходил, делая десять шагов в одну сторону, затем плавно повернувшись, шёл в другую. Невидимый отвесный обрыв вселял ему спокойствие и уверенность в непроходимости, и полной безопасности позиций. Неудержимо клонило ко сну (…)».
Но не спали таманцы. Решено было начать штурм укреплённого Агойского перевала в ночь на 1 сентября 1918 г.
Трасса нашего туристско-экскурсионного маршрута частично совпадёт с маршрутом, пройденным таманцами. Но в начале нам предстоит повторить путь главных сил таманцев непосредственно на перевал.
В ту ночь перед ними на переднем плане чёрной бездной лежал дремучий лес, за ним круто вверх уходил осыпной подъём к перевальной дороге, а дальше… «словно смерть», призраком вздымалась белёсая стена отвесных скал.
Подъём на перевал лучше начать за территорией кемпинга «Атлант», на границе дачного кооператива. Путь подъёма указывает короткий узкий хребтик. Он контрфорсом примыкает непосредственно к седловине Агойского перевала. У начала подъёма – мощные старые каштаны. Набор высоты идёт сразу от террасы у подножия отрога, придерживаясь его гребня. В начале с каждым шагом подъём становится всё круче, но уже через минут 10 – выполаживается. Идущая по узкому гребешку хорошая, приятная тропа вьётся, огибая углубления бывших окопов. Через полчаса с начала подъёма к перевалу, плавный подъём по тропинке приводит к смотровой площадке у перевала. С неё открывается грандиозный вид на побережье, здравницы у моря, уходящие в голубую даль гребни гор, долину реки и посёлок Агой.
Стоя здесь, можно представить и путь таманцев к перевалу. Очевидно, что некоторые из них шли тем же подъёмом, что и мы. С этой площадки ещё более угрожающе смотрится скальная стена. Она подобно крепостной стене преграждает путь к городу.
Узкая аллейка с асфальтовой дорожкой выводит от смотровой площадки к автотрассе. У шоссе на перевале, доблестным таманцам - людям из «железного потока» высится памятник. Он построен по инициативе комсомольцев Туапсинского района и проекту группы студентов Ленинградского инженерно-строительного института под руководством студента (в то время) Владислава Соколова и архитектора г. Туапсе Л. И. Гаревского. А установлен здесь – на ключевом участке пути таманцев 1 сентября 1968 года, в честь 50-летия со дня их блестящей победы над врагом.
На бетонных стенах мемориала начертаны слова: «Легендарная таманская армия в сентябре 1918 года победоносно громила на Агойском перевале белогвардейские полчища».
«Железный поток» прошёл через эти горы. Люди боролись и умирали за Советскую власть. Дела и подвиги их навсегда останутся в памяти благодарных потомков».

За этими короткими строками великий подвиг кубанцев, их горе и страдания, кровопролитные сражения за утверждение Советской власти на Кубани, их легендарные победы и радость свободы. Надпись на подпорной стене памятника открывается декоративным силуэтом винтовки с идущей поперёк неё красной лентой – символом партизанского движения.
Подвиг таманцев, совершённый в годы гражданской войны, это частица великого подвига советского народа, яркий пример героизма и воли к победе трудовых масс в священной войне против объединённых сил международного империализма и внутренней контрреволюции.
Перед рассветом, когда пехота таманцев заняла положение для наступления, в небо взвилась ракета. По всему перевалу пронеслось тысячеголосое «Ура!». Без единого выстрела, вихрем ворвались таманцы в окопы противника, уничтожая его солдат штыком и прикладом.
Застигнутые врасплох, белогрузины бросились бежать. Они пытались прорваться к морскому порту, погрузиться на пароходы и уйти в море. Однако бухта уже была занята Полтавским пехотным полком, вышедшим сюда по берегу моря.
Славному прошлому Туапсе и событиям гражданской войны в центре города на площади Революции установлен памятник «Борцам за власть Советов». Он был открыт 9 мая 1969 г. Авторами проекта явились: художник Колчин, архитектор С. К. Лисецкий и скульптор А. П. Крамник.
Потери таманцев при штурме перевала и взятии города были незначительные – всего несколько человек(!) убитыми и ранеными. В то время как белогрузинская дивизия, численностью до десяти тысяч штыков и сабель, была разбита полностью. Одновременно был разгромлен действовавший совместно с белогрузинами казачий отряд полковника Морозова.
Таманцы проявили исключительное бесстрашие и героизм.
Победа под Туапсе ещё более подняла морально-боевой дух таманцев. Захватив большие трофеи (16 артиллерийских орудий, 6 тысяч снарядов, 10 пулемётов, 300 тысяч патронов и много другого ценного имущества), таманцы значительно пополнили свои боезапасы.
Разгром дивизии белогрузин и освобождение Туапсе – крупного портового города на Чёрном море и важного узла коммуникаций - вселил в сердца таманцев уверенность в скорой и окончательной победе над белогвардейщиной, влил новые силы в боевые ряды Таманской армии.
В Туапсе после шестисуточного, насыщенного боями марша, голодные и измученные, советские воины смогли, наконец, поесть горячую пищу, помыться, почистить обмундирование и обувь.
Но долго отдыхать таманцам в Туапсе не пришлось. Бойцы 1-й колонны уже в первый день освобождения города начали готовиться к новому, ещё более трудному переходу через Главный Кавказский хребет.
В Туапсе Таманская армия перегруппировалась. Она была разбита на две колонны. Первую возглавил Е. И. Ковтюх. В неё были включены Полтавский, 1-й Советский, 1-й Славянский полки и Анастасиевский батальон.
Утром 2 сентября части 1-й колонны выступили из Туапсе в направлении Армавира. В это время в город ещё продолжали прибывать таманские части, обозы беженцев и больные бойцы. Пятидневное пребывание основной массы таманской армии в Туапсе позволил усталым войскам отдохнуть, улучшенное питание после многодневной голодовки подкрепило их силы, а захваченные у противника патроны и снаряды повысили боеспособность армии.
Большевики Таманской армии приняли все зависящие от них меры для укрепления в Туапсе Советской власти.
Частям 2-й колонны Таманской армии нельзя было надолго задерживаться в городе, так как запасы продовольствия иссякали и, кроме того, в любой момент можно было ожидать наступления противника как со стороны Сочи, так и со стороны Новороссийска. Не исключена была и высадка вражеского морского десанта.
Последний полк Таманской армии покинул Туапсе 8 сентября 1918 года.
Как только Таманская армия оставила Туапсе, в этот же день в город вступили белогвардейцы.  Каратели начали кровавую расправу над трудящимися, сочувствующим Советской власти. Жизнь в городе постепенно замирала.
Белогвардейцы установили в Туапсе полицейский режим, отменили выборы в городское и земское самоуправление. Не успевшие уйти с таманцами, рабочие уходили в горы, организовывали партизанские отряды и продолжали борьбу с врагом в его тылу.
Постепенно голод в таманских частях усилился. Особенно голодали бойцы частей 1-й колонны и, двигавшиеся вслед за ними, беженцы.
Чтобы как можно скорее «выйти из гор», Е. И. Ковтюх решил не делать длительных остановок. День и ночь двигалась таманская колонна...
«(…) После того, как колонны стали двигаться в таком темпе, через трое суток мы достигли Кубани», - вспоминает Ковтюх.
Не один раз беженцы помогали армии громить врага. Это было невиданное(!) единение армии и народа, горевшего лютой ненавистью к врагам.
…В начале октября 1918 года Таманская армия объединилась с войсками 11-й армии Южного фронта. Её командующим стал И. Ф. Федько.
Подвигом всей армии явилось освобождение от белогвардейцев 28 октября города Ставрополя. Ожесточённые, кровопролитные бои за Ставрополь продолжались более двух недель. Когда кончались боеприпасы, красноармейцы поднимались в штыковые атаки и отбивали боеприпасы у противника.
23 ноября 1918 года Таманская армия была награждена Почётным Красным Знаменем Крайисполкома Северного Кавказа. За героическим походом Таманской армии внимательно следили В. И. Ленин и его соратники. Свою отеческую заботу о доблестной армии они выразили во вручении ей 3 декабря 1918 года высшей правительственной награды - боевого Красного знамени ВЦИК РСФСР.
От низовьев Кубани и берегов Чёрного и Азовского морей до берегов Волги и Каспия пронесли свои знамёна таманцы – верные солдаты революции, самоотверженные бойцы за власть Советов.
В середине декабря 1918 года в связи с реорганизацией всех северо-кавказских войск Таманская армия была расформирована. Она просуществовала всего три с половиной месяца, но своими героическими подвигами вписала славную страницу в историю гражданской войны.
В одном из приказов первого командира армии  И. И. Матвеева, говорилось: «На долю Таманской армии выпала честь быть лучшими в тактике, выносливости, храбрости, служить примером для других войск, идущих с нами рука об руку для достижения одной цели - завоевания общей народной свободы».
В те далёкие годы эти слова звучали словно призыв к будущим поколениям: «Смотрите, какие мы были! Смотрите, что мы пережили и вынесли! Будьте достойны своего прошлого. Не предавайте Родину. И будьте готовы умереть за неё так, как умирали мы!»
Ещё до реорганизации Таманской армии, как и многие таманцы, заболел тифом и Е. И. Ковтюх. Больного его отправили в Москву. Находясь на лечении он не давал покоя Реввоенсовету, убеждал, что Таманскую армию необходимо воссоздать. В конце концов, получив разрешение, он основал в городе Вольске Саратовской губернии штаб. Сюда со всех полков, разбросанных по деревням, скоро начали стекаться таманцы. Набралось 4000 человек. Не все командиры, где служили бывшие таманцы, отпустили их к Ковтюху, и никакие хлопоты в этом ему не могли помочь. Армию воссоздать не удалось, но была сформирована дивизия, которую и возглавил тогда Е. И. Ковтюх.
В 1920 году, идя по уже знакомой дороге, эта 50-я Таманская дивизия в составе 9-й армии, прошла вновь, окончательно устанавливая Советскую власть в Черноморье. 8 апреля 1920 года был освобождён Туапсе, а к 15 апреля 1920 года освобождены Джубга, Лазаревское, Красноалександровский (Калеж), Сочи… Кубань стала свободной!

Условия для прохождения маршрута

Пешеходные экскурсионные прогулки возможны в течение всего года при соответствующей экипировке туристов и при благоприятных метеоусловиях. При этом, путешествия в любых условиях требуют обязательного сопровождения туристов опытным инструктором-экскурсоводом.
Возрастные ограничения:
- дети в сопровождении родителей - от 8 лет;
-
детские группы при вспомогательном сопровождении воспи-
тателей - от 12 лет;

Внимание! Турист должен иметь физические возможности для преодоления в течение дня 14-ти километрового горного перехода с участками скального рельефа.
Личное снаряжение для прохождения маршрута:
- рюкзак (объемом до 30 л); 
- обувь на жесткой рифленой подошве; 
- спортивный костюм; 
- купальный костюм (в летнее время); 
- теплая, но легкая куртка (в межсезонье); 
- плащ-накидка (дождевик); 
- КЛМН.
С собой желательно иметь:
- личную аптечку и личный ремонтный набор; 
- сменную, запасную обувь, запасные носки; 
- туристский коврик («коремат»); 
- туалетные принадлежности.

Рекомендуется иметь:
- фотоаппарат (видеокамеру).

Как заказать экскурсию по данному маршруту?

Условия для оформления заказа экскурсии:
Заявка должна быть подана не позже чем за 3 дня до даты её проведения.
Необходимо указать общее количество людей в группе и из них детей (до 14 лет).
Уточнить условия питания на маршруте (полное обеспечение питания турфирмой; содействие в организации питания при наличии сухого пайка в группе (в частности: предоставление группового кострового и кухонного инвентаря); полная автономия туристов на маршруте; обеспечение конкретного сухого пайка (меню, предпочтения в сырьевом наборе); без питания.
Требуемое транспортное обслуживание на маршруте (подвоз к началу пешеходного участка маршрута и встреча по окончании программы; только подвоз вначале или только встреча и где); использование дополнительного транспорта (грузового и др.).
В общую стоимость обслуживания входит:
Организационные услуги.
Общая стоимость транспортного обслуживания на маршруте.
Работа экскурсовода-инструктора (при численности группы до 20 человек стоимость фиксированная).
Экологический сбор (входная плата на охраняемый объект).
Стоимость питания (в соответствии с согласованными условиями).
Посещение культурных программ.
Групповое снаряжение (в соответствии с согласованными условиями).
Сувенирная продукция (при её включении в условия программы обслуживания).
Обязательная страховка от несчастного случая.
Сопровождение группы на маршруте эксклюзивным специалистом.

Порядок предоставления туристско-экскурсионных услуг:
Согласно Положения «Порядок предоставления услуг» предполагаемый услуги оплачиваются клиентом в форме 100% предоплаты, о чём турист получает на руки подтверждение в виде туристской путёвки. Юридическую силу на туристское обслуживание на маршруте имеет Договор на туристское обслуживание, заключённый между туристом (заказчиком) и турфирмой (предпринимателем) исполнителем программы обслуживания на маршруте.
Турист обязан:
Своевременно явиться к месту начала экскурсии (путешествия) и соблюдать в дальнейшем график движения по маршруту.
Соблюдать на маршруте требуемые правила поведения, технику безопасности, противопожарные и санитарные нормы и правила.
Уважительно относиться к местному населению и обслуживающему персоналу, бережно относиться к памятникам, культуры, природы и окружающей среде.

Турист имеет право:
На получение необходимой достоверной информации о туристско-экскурсионных программах турфирмы.
На обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и своевременное получение неотложной медицинской помощи.
На предъявление претензий в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания туристско-экскурсионного обслуживания по конкретной программе, которая должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня её регистрации исполнителем.
Расторгнуть договор купли-продажи туристско-экскурсионных услуг с возвратом путёвки в любой момент до начала обслуживания по программе, возместив при этом турагентству её фактические затраты, понесённые в ходе подготовки и реализации программы обслуживания, что составит при отказе:
- более чем за три дня до начала обслуживания – 15 % от общей стоимости путёвки;
- за три – один день – 30 % от общей стоимости путёвки;
- менее че за сутки – 80 % от общей стоимости путёвки.
Особые условия:
Исполнитель оставляет за собой право переноса даты экскурсии (путешествия) или замены её на равноценную в связи с форс-мажорными обстоятельствами (стихийное бедствие, ненастная погода, вдруг возникшая техническая неисправность транспорта, болезнь исполнителя).
Телефоны: +7 (988) 153-39-83
Организатор экскурсии:
Диспетчер (оформление заказа): +7 (952) 861-90-12
Заказать услугу (связаться с нами)