Прогулка к Братьям Семигорья

ПРОГУЛКА К "БРАТЬЯМ" СЕМИГОРЬЯ
Экологический маршрут

«Удивление побуждает людей
философствовать»
Аристотель «Метафизика»
«По моему мнению, о богах
все люди знают одинаково мало»
Геродот «История»
«Что такое люди?» - «Смертные боги».
- «А что такое боги?» - «Бессмертные люди»
Лукиан

Один из красивейших туристско-экскурсионных маршрутов близ Туапсе проходит в бассейне р. Пшиш с выходом на «семиглавый» участок Главного Кавказского хребта. В советское время данный маршрут являлся серединным участком трассы похода на 29 плановом Всесоюзном туристском маршруте турбазы «Светлячок» г. Хадыженска.
Маршрут представляет интерес, как со спортивной, так и с познавательной точек зрения, особенно по данной программе.
Пешеходная часть маршрута традиционно начинается в пос. Терзиян у мемориального комплекса защитникам г. Туапсе в Великую Отечественную войну, павшим на этом рубеже в 1942 – 1943 гг. Подход к началу подъёма на ГКХ обычно занимает около четырёх часов. Но для скорейшего и более удобного прибытия к началу серпантина тропы на ГКХ лучше воспользоваться внедорожным транспортом. В этом случае путь подхода займёт всего один час.
Справа от комплекса на террасу взбегает грунтовая дорога, ведущая в верховье р. Пшиш. Через 30 - 40 мин. пешего пути она приводит к броду, за которым - раздваивается. В верховье долины ведёт левая дорога, а правая – это наш маршрут. Дорога тянется по террасам с чередованием небольших подъёмов непосредственно к склонам Главного Кавказского хребта.
Здесь, от площадки бывшего туристского приюта начинается резкий набор высоты. Следует идти вначале непосредственно вдоль русла ручья, далее по дороге, уходящей круто вверх. Вскоре дорога плавно перейдёт в тропу, и через час - полтора пути от начала подъёма – можно уже выйти на альпийские луга.
В альпийской зоне путешественника встречает шикарная панорама. Широкие пологие луга перемежаются группой невысоких высот. Местность оригинальна и очень живописна. Здесь царит атмосфера своеобразного уюта. Охватывает ощущение, что ты попал в затерянное древнее городище некоей мифической страны. Именно поэтому частые посетители этого уединённого высокогорного «государства» увидели соответствие характерной местности древним славянским героям-богам и мифологическим событиям. Все высотки получили имена соответствующих их облику мифологических героев. Таким образом, появилась возможность через знакомство с данной оригинальной местностью «окунуться» в миф, соприкоснуться с классикой мировой мифологии, в частности, познакомиться с забытыми богами древних славян.
Так две невысокие вершинки, меж которыми тропа выводит на альпийский луг, издавна именуются Двумя Братьями-2. Позже местными инструкторами по туризму и экскурсоводами эти вершинки были переназваны, т. к. чуть западнее есть классическая вершина «Два Брата» (921 м). Две же вершины на нашем маршруте получили имена легендарных богов братьев-близнецов – молодых всадников Леля и Полеля. Левая высотка от выхода тропы на косой перевальный луг зовётся «Лель». Правая - «Полель». «Полель» означает - «после Леля», то есть младший брат Леля. И в нашем случае: вершина за невысоким лесом слева – «Лель», имеет высоту – 1393 м., – «Полель» – напротив - 1362 м.
По всему миру распространены мифы о двух братьях-близнецах. Индоевропейцы, первыми в мире приручившие коня, представляли их в виде двух молодых всадников. Хотя это также индийские Ашвины, греческие Диоскуры, германские Хенгест и Хорса, балтские Сыновья Бога, иранские Хаурватат и Америтат… Но везде эти братья близки и добры к людям, всегда готовы помочь в беде. Они - герои и воины, а также целители и божества плодородия.
В то же время между близнецами есть различия. Один более связан с днём, другой – с ночью и смертью. Кроме этого, Полидевк (Пуллукс) – бессмертен, Кастор – смертен. Один преимущественно воин, второй – мирный труженик. Именно у славян они звались Лель и Полель.
Принято считать, что эти языческие боги любили выпить и погулять. Возможно вследствие этой их склонности, под влиянием церкви в одно время образ весёлых богов стал демонизироваться. Так, например, считалось, что Лель, подобно Дионису, мог насылать хмельное безумие.
Интересные сведения о братьях близнецах сохранились в Польше. Сообщается, что белокаменные идолы Леля и Полеля стояли в Кародуне (Кракове), и им приносили в жертву поросят. При этом Леля почитала только знать как защитника свободы, посланного богами Тржи и Живе, а Полеля – весь народ как хранителя Родины.
Действительно, связь богов-близнецов со знатными воинами и простым народом - общеиндоевропейская черта.
Их матерью считалась Лада. Иногда в ней усматривали Леду, мать Диоскуров. Между тем польские проповедники XV в. отождествляли Лелю (Дзидзилелю) – с Венерой.
Российские авторы XVIII в., рассматривая Ладу как богиню брака и любви, видели в ней Венеру, а в её сыне Леле – Амура (Эрота). Отсюда и Лель – легкомысленный и любвеобильный пастушок в драме А. Н. Островского «Снегурочка».
О Леле, маленьком боге страсти до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Священной птицей его считался аист. Отсюда другое название этой птицы в некоторых славянских сказках – Лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки – символы весны. В древнерусских преданиях сохранилась печальная легенда, связанная с Лелем о волшебной свирели.
У восточных славян близнецов-всадников также почитали. Об этом говорят, во-первых, народные вышивки, во-вторых, очень популярные на Руси культы святых всадников – Бориса и Глеба, Флора и Лавра.
В обоих случаях всадники совершенно одинаковы. Но если Борис и Глеб – святые чисто русские, то византийские Флор и Лавр на конях никогда не изображались.

Святые-всадники на иконах либо едут рядом, либо (Флор и Лавр) стоят по бокам архангела Михаила, напоминая этим богиню с «прибогами» на вышивках. Левый всадник (Борис, Флор), как правило, бородат. Правый (Глеб, Лавр) – безбород. Кони у святых почти всегда разной масти, а одежда (плащи) разного цвета. Иногда всадники различаются как воин и священник. На иконе XV в. из Третьяковской галереи Флор держит копьё, Лавр – крест. На другой иконе рядом с Флором стоит святой воин (Георгий), рядом с Лавром – св. Мученик Кирилл с Евангелием в руках. Иконописный «подлинник» XVII в. предписывал изображать Бориса вооружённым, а Глеба – безоружным.
На изображениях в митраистских храмах Митру сопровождают тоже два юноши – Каут (с поднятым факелом) и Каутопат (с опущенным). На фресках Митра в красном плаще, и Каут, как более близкий ему по духу, также, в красной одежде; Каутопат – менее близкий – в зелёной.
Короче говоря, в результате проведённого так сказать мифологического «расследования» или анализа мифологии, исследователи выдвинули предположение, что левый всадник (с мечом) – Даждьбог, а правый (безоружный) – Ярила.
То, что мир устроен диалектически, первобытные люди знали задолго до Гераклита и Гегеля, но воспринимали его диалектику по-своему, по первобытному. Всякое племя делилось на два рода или фратрии, предками которых обычно и считались божественные близнецы. Вот доисторические философы и распределяли все явления природы и общества по двум «родам», связанным с двумя богами. Впрочем в развитой мифологии таких пар богов могло быть и несколько.

У славян на первом плане были роды Белбога и Чернобога. Здесь сказалось влияние иранцев и урало-алтайцев. Но сохранилась и общеиндоевропейская пара младших богов, близнецов-всадников, близких людям. Они не столь однозначно добры и злы, как два владыки мира (хотя те тоже близнецы-всадники). Но именно эти младшие боги защищают в земном мире добро и правду, не дают Чернобогу действительно стать владыкой Вселенной (завладеть небом и землёй). Они порой далеки от морального совершенства. Однако именно от них, а не от всеправедного, но далёкого Бога в первую очередь ждал народ помощи или наказания.
Многоликой и многоимённой была у славян и мать богов-близнецов Лада. В летописях встречается упоминание о том, что Лада была также богиней красоты, весны, её связывали с весенним возрождением природы, началом полевых работ, с вызреванием урожая и летним солнцестоянием; она была богиней любви, бракосочетания и плодородия. Другими словами Лада – богиня весны, богиня-мать.

Время Лады – весна и начало лета. «Ладовые» песни исполнялись, помимо свадеб и святочных гаданий, с 9 марта до 29 июня. Они исполнялись преимущественно девушками. В Болгарии их называли «ладовицами», а их хороводы – «ладино коло (хоро)».
Славяне не случайно праздновали конец весны, а не лета или осени. Матерь Лада впервые напоминала о себе на святки, когда старались наворожить благополучие на весь год. Затем она приходила в земной мир с началом весны, чтобы в конце её уйти в нижний, подводно-подземный мир. Этим она обеспечивала поля и пастбища обильными дождями, а землю - плодородной силой.
Но существует ещё один лик Матери Лады, так сказать, безымянный. Русские вышивальщицы старательно изображали его, хотя сами давно уже не помнили, что он означает. Знали одно: от прабабок завещано – вышивать именно так, причём на предметах, употреблявшихся в культе или на свадьбе (полотенца, простыни, рубахи) и потому нуждавшихся в магической защите. Специалисты же несколько условно именуют этот образ Великой Богиней.

Богиня на вышивках - замужняя женщина, видимо, средних лет, в широкой юбке, на голове – высокий кокошник или убор наподобие корзины. (В таком виде она известна и в украинской, и в русской глиняной игрушке XVII в.). В её руках, молитвенно воздетых к небу (поза «оранты»), - растения или птицы. Богиню окружают знаки светил, деревья, птицы, животные (особенно лебеди, павы, кони, олени). И непременно сопровождают её два бога-всадника.
На нашем маршруте очень символично, почти на равном расстоянии, напротив двух вершин «братьев», высится двуглавая высота «1403» (Батарейная). Её-то и прозвали «Лада-горкой».
Расположение вершинки, её необычный вид (двуглавость) рождают ассоциации, непременно связанные с Матерью Ладой. Это и символ женского, материнского бюста, и ложе для Солнце-богини, и лоно роженицы Матери Земли, и своеобразная корзина или чаша изобилия, и символ воздетых к небу рук богини. Образ удивительно яркий, очень соответствующий персонажу и сюжету древнего мифа.
За «Лада-горкой» вздымается ещё одна вершина. Она значительно внушительней и суровей первых трёх. Её высота – 1453 м. За свой характерный вид она получила название – «Сварог». (У местных жителей и в туристских кругах она больше известна как Семашхо-2. За ней – с юго-восточной стороны находится одноимённый перевал).
В славянской мифологии Сварог – верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог, как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Все основные славянские боги – дети Сварога. Оттого они звались и зовутся Сварожичами.
 О первом проявлении характера Сварога - сурового но справедливого, о его вынужденном применении зла во благо, среди мифов и легенд, собранных Ю. Миролюбовым, имеется легенда о том "как зародилось зло".
Известно, что чем глубже нация уходит корнями в прошлое, тем прочнее она стоит на земле своей. В современной информационной войне огромное значение играет история. Поэтому мы просто обязаны знать свою подлинную историю.
Не случайно по древней вере Перун человека призывал на главную битву за духовно-религиозную независимость, говоря современным языком. А по древнему – на самостояние, самобогопонимание!
Русский человек чрезвычайно широк душой. Мы просто не можем перечеркнуть прошлое, забыть свои древние традиции. И по сей день мы справляем и языческую масленицу, и православную пасху. Бог Перун отождествляется с Ильёй пророком, Велес стал святым Власием, а ведический Варуна – Николаем угодником. Существовал и прообраз христианской Святой Троицы. Триглав – триединство Сварога, Перуна и Световида. Чего не было у наших предков, так это страха и рабского поклонения перед Богом. Менталитет нации, в духовном отношении, был очень сильный. Никакой рабской психологии не было, и никаких страхов перед своими богами. Русские никогда не считали себя избранным народом, они считали себя продолжением творца, были наравне с творцами - хранителями сил природы - Перуном и Велесом. Считали себя внуками солнечного Дажьбага. Поэтому и отношение к этим богам было слегка фамильярным, как внука к деду, как сына к отцу, внутри одной семьи. Не было рабской покорности. Мы – одного рода!
Боги помогали, но не запугивали. Есть некоторые вещи, которые мы понимаем символически и трактуем как некий духовный принцип. Который, впрочем, можно понимать по-разному, например: если мы внуки богов, то мы лучше всех. Но с таким самомнением мы можем поссориться со всеми остальными народами, а можно сказать: коль мы дети богов, то с нас и спрос больший, то мы и должны многое делать для того чтобы облагораживать и улучшать мир вокруг себя.

По свидетельствам древних историков Прокопия Кесарийского, географа Аттона и др. славяне, скифы и венеды верили в единого Бога, называя его Вышним - Верховным, Богом богов.
Тот пантеон богов, который мы знаем: Перун, Световид, Сварог, Лада и другие – их нужно рассматривать именно как проявление Всевышнего. Славяне подразумевали, что существует Всевышний один Бог-Творец, который создал Мир, а второстепенные боги ему подчиняются.
Ведическая вера наших предков базировалась на единстве Человека и Природы. Сегодня это называют экологическим сознанием. А единственное во что верил и верит русский человек – это в справедливость и в волю.
Нельзя противопоставлять современное православие и то древнее языческо-ведическое верование. Современное православие собственно и представляет из себя объединение ведизма с христианством.
Ведический пантеон богов долго сживался с христианством. На каменных элементах храмов и даже на иконах не случайно сегодня обнаруживаются надписи дохристианского содержания.
Одно невероятное открытие было сделано в кёльнском католическом соборе, где хранится знаменитый Ковчег Волхвов. Тех самых, что принесли дары младенцу Христу. Витражи собора с изображением сцены поднесения даров подписаны по-русски. Персонажами сюжета оказывается являются не волхвы, а славянские боги. Голова каждого увенчана короной. Старик – это бог Род, юноша – Перун, а волхв-женщина – Макошь. На нимбе вокруг головы младенца надпись: «Сынок Марии». На лике Перуна написано – «славяне».
Это только кажется, что язычество и христианство несовместимы, что они противоречат друг другу. Действительно в истории был период когда христианство боролось с язычеством, как со своим главным цивилизационным конкурентом. Но этот период давно прошёл. Язычество и христианство вполне могут сосуществовать друг с другом. Хорошим примером является Исландия. Её крестили в 1000 году. Но с тех пор язычество там не исчезло. Исландцы одновременно и язычники и христиане. И никому это не мешает. Древние письмена, как путеводная нить к постижению тайны славянской цивилизации озаряют светом ведения забытые традиции наших предков. Словно духовное завещание из глубины тысячелетий приносит нам раскрытое послание фестского диска:
        «(...) Место в Мире божьем, что вам послал Господь, окружите тесными рядами, защищайте его днём и ночью. Не место – волю. За мощь его радейте. (...) Где вы будете – чада будут, нивы будут, хорошая жизнь. (...) Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься. (...) Не есть ещё, будем ещё мы в этом Мире Божьем!».
С перевальной поляны между «Лелем» и «Полелеем» можно совершить прогулку по хребту, как влево, так и вправо.
Для прогулки по юго-восточному участку хребта необходимо воспользоваться тропой, уходящей влево. Справа останется двуглавая «Лада-горка», слева, чуть сзади – «Лель». Через 15 минут пути от первой поляны, непосредственно у тропы - родник. Поток воды выбивается из-под скалы, не иссякая в течение всего года. Мощная тропа тянется дальше, постепенно сбрасывая высоту. Через очередных 15 минут пути трасса маршрута приводит к уютной террасе. В советское время именно здесь располагался «верхний» туристский приют.
С площадки, поднявшись на перевал Семашхо-2 (1322,9м.), можно совершить восхождение на одноимённую вершину, или в нашем случае, носящую наименование - «Сварог». Спуск с неё рекомендуется проложить по гребню горы к седловине между ней и «Лада-горкой». Далее, по уже знакомой тропе, но в обратном направлении, предстоит вернуться к началу маршрута.
Если время позволит, от седловины между «братьями» можно прогуляться и в северо-западном направлении.
В самом низу перевальной поляны хорошо видна тропа. Она траверсирует лесистый северный склон «Полеля» и через 7 – 10 минут приводит на широкую седловину перевала (1275 м.). Он чаще известен как перевал Аше. В экскурсионном же маршруте луг на перевале именуется «Мокошевой поляной». Здесь, по обоим склонам хребта, начинают свой бег горные ручьи. С Мокошью, «подарившей» название перевальному лугу, связана русская легенда о долгожителе.
С седловины перевала начинается плавный подъём к высоте «1425». На картах зачастую её название указано как г. Лысая, а в последнее время появилось и ещё одно её название – «Кашина». Вершина гребнем тянется с юго-востока на северо-запад, более чем на километр, выдерживая при этом почти один уровень. Издали именно этот участок Главного Кавказского хребта походит на трапецию. В то же время в «трапеции» выражены две доминирующие высоты. Ими как бы обозначены верхние углы «трапеции». Доминирующая высота в горном массиве – «1425», противоположная ей – «1397»; между ними, небольшое перевальное понижение имеет высоту «1375».
Как ни странно, «семиглавое» название данной местности дала именно эта трапециевидная Лысая. Причиной тому явилась скальная гряда в гребне «трапеции». Базальтовый гребень состоит из семи башен и, словно короной, венчает весь массив горы. От этого местные жители и туристы издавна называют её «Семиглавая».
В экскурсионных же материалах можно встретить ещё одно название «семиглавой» Лысой – «Семаргл». Такое название горы появилось не случайно. Семаргл - сын Сварога в мифологии восточных славян бог огня и огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными божествами. Семаргл, чьё имя означает «семиглавый», входил в число семи богов так называемого Владимирова пантеона и обладал способностью исцелять от ран и недугов, ибо принёс с небес побег древа жизни. Ему люди, как и прочим, строили храмы и приносили жертвы. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою, зажигает сердца храбрых витязей, делая их неустрашимыми героями. На связь Семаргла с Небом и Землёю указывают некоторые его изображения в виде крылатой собаки. Это был небесный посланец. О могуществе огненного крылатого пса Семаргла сохранилась древняя легенда.
Со всем этим «Олимпом славянских богов» связана путаница в местной и туристской топонимике. Иногда все сгруппированные вершины называют ещё и «Семигорьем», как и в нашем экскурсионном варианте. Действительно, соседствующих здесь вершин семь. Это – «Лель», «Полель», две вершины «Лада-горки», «Сварог» и две вершины «Семаргла».
Впрочем, прогулку по гребню Главного Кавказского хребта здесь можно продолжить в юго-восточном направлении, и таким образом перевалить через вершинку "Арийку" и посетить точку стыка трёх районов Апшеронского, Сочинского и Туапсинского, имеющую характерный трёхгранный вид, оттого именуемую "Триглой". В свою очередь она также подарит старославянскую легенду.
При организации же путешествий по этой местности очевидно следует учитывать обоснованность наименования «объекта» в каждом конкретном случае, исходя из тематического содержания путешествия и цели посещения данного уголка Туапсинского района.

Условия для прохождения маршрута

Пешеходные экскурсионные прогулки возможны в течение всего года при соответствующей экипировке туристов и при благоприятных метеоусловиях. При этом, путешествия в любых условиях требуют обязательного сопровождения туристов опытным инструктором-экскурсоводом.
Возрастные ограничения:
- дети в сопровождении родителей - от 8 лет;
-
детские группы при вспомогательном сопровождении воспи-
тателей - от 12 лет;

Внимание! Турист должен иметь физические возможности для преодоления в течение дня 14-ти километрового горного перехода с участками скального рельефа.
Личное снаряжение для прохождения маршрута:
- рюкзак (объемом до 30 л); 
- обувь на жесткой рифленой подошве; 
- спортивный костюм; 
- купальный костюм (в летнее время); 
- теплая, но легкая куртка (в межсезонье); 
- плащ-накидка (дождевик); 
- КЛМН.
С собой желательно иметь:
- личную аптечку и личный ремонтный набор; 
- сменную, запасную обувь, запасные носки; 
- туристский коврик («коремат»); 
- туалетные принадлежности.
Рекомендуется иметь:
- фотоаппарат (видеокамеру).

Как заказать экскурсию по данному маршруту?

Условия для оформления заказа экскурсии: 
Заявка должна быть подана не позже чем за 3 дня до даты её проведения.
Необходимо указать общее количество людей в группе и из них детей (до 14 лет).
Уточнить условия питания на маршруте (полное обеспечение питания турфирмой; содействие в организации питания при наличии сухого пайка в группе (в частности: предоставление группового кострового и кухонного инвентаря); полная автономия туристов на маршруте; обеспечение конкретного сухого пайка (меню, предпочтения в сырьевом наборе); без питания.
Требуемое транспортное обслуживание на маршруте (подвоз к началу пешеходного участка маршрута и встреча по окончании программы; только подвоз вначале или только встреча и где); использование дополнительного транспорта (грузового и др.).
В общую стоимость обслуживания входит:
Организационные услуги.

Общая стоимость транспортного обслуживания на маршруте.
Работа экскурсовода-инструктора (при численности группы до 20 человек стоимость фиксированная).
Экологический сбор (входная плата на охраняемый объект).
Стоимость питания (в соответствии с согласованными условиями).
Посещение культурных программ.
Групповое снаряжение (в соответствии с согласованными условиями).
Сувенирная продукция (при её включении в условия программы обслуживания).
Обязательная страховка от несчастного случая.
Сопровождение группы на маршруте эксклюзивным специалистом.
Порядок предоставления туристско-экскурсионных услуг:
Согласно Положения «Порядок предоставления услуг» предполагаемый услуги оплачиваются клиентом в форме 100% предоплаты, о чём турист получает на руки подтверждение в виде туристской путёвки. Юридическую силу на туристское обслуживание на маршруте имеет Договор на туристское обслуживание, заключённый между туристом (заказчиком) и турфирмой (предпринимателем) исполнителем программы обслуживания на маршруте.
Турист обязан:
Своевременно явиться к месту начала экскурсии (путешествия) и соблюдать в дальнейшем график движения по маршруту.
Соблюдать на маршруте требуемые правила поведения, технику безопасности, противопожарные и санитарные нормы и правила.
Уважительно относиться к местному населению и обслуживающему персоналу, бережно относиться к памятникам, культуры, природы и окружающей среде.

Турист имеет право:
На получение необходимой достоверной информации о туристско-экскурсионных программах турфирмы.
На обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и своевременное получение неотложной медицинской помощи.
На предъявление претензий в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания туристско-экскурсионного обслуживания по конкретной программе, которая должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня её регистрации исполнителем.
Расторгнуть договор купли-продажи туристско-экскурсионных услуг с возвратом путёвки в любой момент до начала обслуживания по программе, возместив при этом турагентству её фактические затраты, понесённые в ходе подготовки и реализации программы обслуживания, что составит при отказе:

- более чем за три дня до начала обслуживания – 15 % от общей стоимости путёвки;
- за три – один день – 30 % от общей стоимости путёвки;
- менее че за сутки – 80 % от общей стоимости путёвки.

Особые условия:
Исполнитель оставляет за собой право переноса даты экскурсии (путешествия) или замены её на равноценную в связи с форс-мажорными обстоятельствами (стихийное бедствие, ненастная погода, вдруг возникшая техническая неисправность транспорта, болезнь исполнителя).
Телефоны: +7 (988) 153-39-83
Организатор экскурсии:
Диспетчер (оформление заказа): +7 (952) 861-90-12
Заказать услугу (связаться с нами)