Священная гора Индов

СВЯЩЕННАЯ ГОРА ИНДОВ
Экологический маршрут

«Легенда, миф – аккумулированный
опыт наших лучших предков».
В. Конецкий
«Начало образования состоит
в исследовании слов».
Антисфен
«Решение проблемы жизни может
прийти с неожиданной стороны».
Джон Фиске

Есть в Туапсинском районе необычная гора. Её необычность заключается, и в геологическом строении, и во внешнем виде. Но особая необычность и загадочность горы заключается в её названии. Это гора Индюк (859,1 м.).
Название скального бастиона кажется примитивным, отчего зачастую вызывает ироническую улыбку. В то же время данный топоним является одним из древнейших в Туапсинском районе. Несомненно, он дошёл до нас в искажённом виде. Но важно, что он не утратился в веках. А причиной этому является строение необычной горы.
Вершина горы представляет собой башни голых скал. Геологические данные говорят о сложном, бурном рождении скального массива. Многие десятки миллионов лет назад в этом месте, бывшим тогда дном океана Тетис, раскалённая лава прорвала пласты донных отложений и, устремившись вверх, застыла над поверхностью океана скальными островами. Некоторое время подводный вулкан оставался действующим. Геологи отмечают здесь несколько излияний лавы. Наконец, когда активный рост Кавказа прекратился, рыхлые осадочные породы, разрушаясь и осыпаясь, обнажили застывшее жерло бывшего вулкана. И сегодня именно своей вершиной гора Индюк напоминает о тех, давних грандиозных, событиях.
Туристско-экскурсионный маршрут к скальным башням горы Индюк является не только романтической и познавательной прогулкой, но и увлекательным путешествием в мир мифологии индоевропейской цивилизации. Экскурсантам предстоит попытаться найти исток названия данной горы.
Все склоны горы изобилуют родниками. Они несут чистейшую в районе воду, которая не иссякает в течение года. Даже в самый засушливый сезон года гора напоит ледяной водой (!). Именно эта особенность послужила причиной привязки к данной горе древнейшего мифа индоевропейцев. Истоки мифа уходят в глубочайшую древность и связаны, как ни странно, непосредственно с нашей древней прародиной, прародиной белой – арийской расы – Гиперборей (!).

Именно там зародился пантеон богов помогающих людям выживать в экстремальных природных условиях. Одним из наиболее значимых героев-богов был Индра, освобождающий воду из плена у тёмного героя Валу, притворившегося скалой, и таким образом побеждающий тьму, и возрождающий жизнь… Не случайно на территории России очень много гидронимов с корнем "инд".
Легенда об исходе с Севера рассказывает: В давние века, когда прародители славян жили на Северных островах, на Белом острове (или Фаворском острове, самом северном из четырёх священных островов, в том числе – Великий остров, Тульский остров и Золотой Алатырский остров) был великий праздник. Туда собрались все боги, в том числе и князь славян, он же бог Солнца Яр. Но тут закружился вихрь, и на черногривом коне прискакал с Юга Чёрный Идол. Он заморозил Белое море, украл с Алатырского острова золотых быков Солнца и увёл их далеко на Юг. Из-за этого началась на Севере зима, настали Великие Холода.
Боги и ведомые ими роды людей бросились в погоню за Чёрным Идолом. Вила помогла им переправить войско и весь народ через Белое море. Яр совершил обряд – жертвоприношение птицы пуйки, и Белое море расступилось. И так по дну Белого моря роды славян перешли на Большую землю. Они переправились через Белое море и пошли с Севера через волшебную страну Бьярмию (современная Пермь) на Южный Урал. И потом от Урала заселили всю Русскую Землю.

Но прежде между пришельцами и хозяевами сей земли завязалась битва. Русские боги Ярила и Ильм Тульский применили великую Громовую Стрелу и Оружие Коляды (солнца), описание коих весьма напоминает последствия применения современного сверхоружия: «потрескались небо и горы», «набежала чёрная туча», «задул пронзительный ветер», «потускнело Солнце». В конце концов, боги решили помириться. После переговоров Барма, вняв просьбе Ильма и Ярилы, пропустил через свои земли славянские роды.
Ярила и иные боги двинулись далее, на Южный Урал. По пути они победили Трёх Хромых Ведьм, великанов-людоедов, ездивших на белых и бурых медведях, а также дубовых и сосновых «жителей», ездивших на зайцах, песцах и лисицах.
Во время битв Ильм и Яр несколько раз гибли, но Вышний их вновь оживлял. Наконец, они нашли далеко на юге Чёрного Идола, который за железным лесом ковал у кузнеца оружие. После победы над Чёрным Идолом Крышень и Ярила стали богами Белого моря и Уральских гор.
Некоторые исследователи полагают, что во время войн в ходе Великого Переселения арьи-праславяне стали поклоняться исключительно богу войны Индре (он же в древнеславянском стихе «Голубиной Книги» именуется Индриком-зверем): «Да святится имя Индры! Он – бог наших мечей. Бог, знающий Веды!».

В Колядовых сказаниях славян повествуется:
Дый – бог ночного неба (родившийся в начале времён от козы Седуни) ударил в Мать Сыру Землю молнией и так зачал великого воина бога Индру. И тогда Мать Сыра Земля родила, как корова, Быка, напоённого мощью.
А в это время в подземном царстве Вий от козы Седуни родил козлоногого Пана. Пан развёл подземный огонь и прожёг проход в поднебесный мир. Он вырвался вместе с огнём, дымом и серой и затмил ясное Солнце. А потом украл дочерей небесной коровы Земун: прекрасных коров Бурёну, Дану и Амелфу, а также их сыновей и дочерей.
(Под коровами подразумевались дождевые облака, тучи).
Пан привёл их своему родителю Вию… После этого, по внушению Вия, Вритра запрудил реки, а Валу проглотил Красное Солнце.
Собрались тогда волхвы и, совершив жертвоприношения Хомой, обратились к сыну Дыя:

- Чуткий Индра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый Бык!
Победи врага, мощный Индра!
Сокруши мощь Виева племени!

Индра возглавил войско Сварожичей. Его напоил Хомой сам Вышний. Сварог выковал ему палицу. А бог Барма явил из (своего) гнева Рудых и бога Сиву, которые стали рядом с Индрой. И тогда Индра верхом на могучем Единороге сразился с Вритрою и победил его. После этого Индра убил и корову Дану - мать Вритры и Валу, которая безутешно рыдала над телом Вритры.
Узнав о гибели брата, Валу побежал прочь от Индры. Но, увидев, что Индра настигает его, он обратился в валун. И тогда бог Индра, разъярясь от выпитой Хомы, проломил валун. Разбив его, вместе с Бармою и Семарглом он убил Валу.
Проглоченное Валу Солнце вырвалось и поднялось на небо. А в Валуне, там, где по нему ударил Семаргл, открылась крынница – источник живой воды. Из этого источника на свет явились боги мудрости и веселья - Китаврул и Квасура. И съезжались к чудесному источнику боги и волхвы, и пили волшебный напиток – Сурью. И нашли они в Валуне пещеру, где горит таинственный Огонь.

И раскрыв глубокие тайны,
Стали ведать волхвы-мудрецы,
Что то пламя поэтам не чуждо – 
Ими тот огонь разожжён.

Узнав о гибели своей дочери Дану и о смерти её сыновей, загоревала Корова Земун. И взмолилась она Всевышнему: 
- Покарай сына Дыя, Всевышний! Покарай убийцу Дану!
И тогда Вышний сказал:
- Да свершится то, что свершится! Кто не прав, тот не станет правым! И кривое прямым не сделать! Потому Сын на Мать восстанет, и Волчонок погубит Волка! 

Так Вышний предсказал Индре смерть от своего сына. От огорчения Индра встал у камня Валу и принялся молить Всевышнего о прощении. Тысячи лет он стоял и оброс, словно древний валун, мхами. Но прощения так и не получил…
Как-то раз в Сварге был пир. И вдруг в зал явились побитые воины Сварога и пожаловались ему, что их побили великаны-волоты Дыя, ведомые его сыном Чурилой. Осерчал Сварог, собрал всё небесное войско и двинулся войной на царство Дыя, что в Уральских горах. И побили они войско Дыево, и запечатали дивьих людей под Уральскими горами…

Дый
был недоволен победой Сварога. И решил Дый отплатить за своё унижение. Он послал черную тучу к Чёрному камню – к тому Валуну, где вот уже несколько столетий стоял его сын Индра, вросший по пояс в Матушку-Землю
.
Из тучи, посланной Дыем, опустилась змея Пераксея. Оплела она Индру кольцами, а Дый пустил в сына перуном. И очнулся от сна Индра, и овладел Пераксеей, и тогда содрогнулись земля и небо.
И отправился Индра в небесную Сваргу – отплатить за унижение Дыева племени. Оседлал коня-единорога мощный Индра и поехал к Алатырской горе
И двинулся Индра на Ирий чёрною тучей, напустил громы гремящие и грозы ливучие. И вскричал:
-Пусть затоплена будет Сварга!
И потекли из туч потоки, обрушился нескончаемый дождь. Капли падали, будто острые стрелы. И покрыла вода долины, и поднялась она к самым горам.
И тут Корова Земун с дочерьми явилась в храм Всевышнего и взмолилась:
-О могучий, сын Вышня, Крышень! Защити нас от гнева Индры!
И тогда Вышний Крышень поднял над Ирийским садом Алатырь. И всех укрыл горою Алатырской от грозы и ярости Индры.
Увидев это великое чудо, изумился Индра, упал ниц перед Алатырём, и померкла его корона. И сказал он:
-Ты всех выше, сын ВышняКрышень! Ты – есть Сын в Великом Триглаве. Я считал себя всех превыше, но меня Господь образумил.
Прошло время.
Как-то Индрик-зверь, сын Дыя и Матери Сырой Земли, гулял по горам и долам. И повстречал Индрик в горах свою мать. Обратившись Змеем, он бросился на матушку… От их связи родился Змей Огненный Волх – великий воин, который решил отплатить Индрику за бесчестие матери. Он так и сказал ей:

Ой ты гой еси, Мать Сыра Земля!
Не спелёнывай меня пеленой своей,
Не завязывай меня златым поясом –
Пеленай меня в латы крепкие,
На главу надень золотой шелом!

 «Книга Коляды», 111д

Он отправился в Индерию, победил Индрика-зверя в честном бою. А потом взял себе его царство и жену Индрика – змею Параксею(А. И. Асов «Мир славянских богов»)
С Индрой в Ведах связываются представления о грозах и дождях – он повелевает громами и ветрами, ему подчиняются тучи, он поддерживает небо. Кроме того, он выступает и как хранитель и повелитель рек, открывающий их воды и освобождающий от дракона, запирающего их в земле и горах. В этой роли он носит имя-эпитет Вритрахан, то есть убийца Вритры (дракон именуется то Вритрой, то змеёй Ахи, то демоном Намучи).
В роли змееборца, дарующего людям реки и порождаемое им изобилие, Индра выступает как культурный герой, а не как бог, не как персонифицированное явление природы. Он известен в иранской мифологии под именем «Сокрушитель отпора, Победитель сопротивления». Что опять же имеет прямое отношение к Северной прародине ариев-праславян – Гиперборее. (Н. Р. Гусева «Славяне и арьи. Путь богов и слов»).
Интересно, что имя Индры впоследствии было присвоено мамонту, который прозывался Индриком и считался зверем, принадлежащим Индре…
Народный фольклор русского народа также сохранил память об общем индоарийском периоде в мифологическом образе Индрика-зверя, который в некоторых вариантах «Голубиной книги» зовётся просто Индрой, и по схеме известных гимнов Ригведы отворяет воды, спасая землю от лютой засухи:

У нас Индра-зверь всем зверям отец:
Была на сём свете засушейца,
Не было добрым людям воспитайница (т. е. питья)
Воспитайница, обмывайница;
И он (Индра) копал рогом сыру мать-землю… 

В русском народе также осталась былина о великане Святовите-Святогоре. В одном из вариантов мифа Святогор не может поднять камень Велеса и превращается в Святую гору. Перун раскалывает камень Велеса, и начинается потоп. Расположение Святой горы в легендах упоминается разное: это и Рифейские (Уральские) горы, и Араратские горы (Кавказ) и  Алатырская гора (Эльбрус). Эта былина роднит, в свою очередь Святогора с Атлантом, который охранял столб, подпиравший небеса, и также был превращён в скалу.
Устные предания македонских и фракийских болгар-помяков, повествуя также о рождении Коляды, содержат следующее описание извлечения им родника из камня:

«(…)Вдруг перед ним диво явилось,
Будто солнце с неба скатилось,
И пещера вся озарилась.
То пришёл и, рассеяв мрак,
Божий Вестник явил свой знак,
Бил по камню он что есть сил,
И тот камень озолотил.
И тотчас в том камне возник
Со водою студёной родник».

В былинах Волх (Вольга) предстаёт хитрым военачальником, нападающим на Индейское царство.
Некоторые исследователи славянских былин отождествляют поход князя Игоря из «Слова о полку Игореве» с походом Волха в Индейское царство (Индерию).
Наиболее вероятно, что Индейское царство - это земли черноморских индов, проживавших в районе Анапы (древней Синдике) и дальше, по восточному побережью – до нынешнего Лазаревского района. Кстати, в древнерусской книге «Луцидарис, или Золотой Бисер» мы находим очень важное географическое подтверждение этому. По свидетельству сей книги Инд стекает с Кавказа и впадает в Чёрное море, в отличие от Ганга, текущего в Индийский океан. (Не Кубань ли это?).
Очевидно, географическая путаница была вызвана тем, что существовало две Индии – одна на полуострове Индостан, а другая на Черноморском побережье Кавказа.
В таком случае, Волх, который, разумеется, не только бог войны, но и вождь, древний завоеватель, покорил не Индию, а причерноморское царство индов, именно Синдику.
Есть предположение, что это «царство» также именовалось Индией, либо в честь Индры – верховного бога Ариев, либо от наименования народа – индов, населяющих не только Индостан, но и Причерноморье. Воспоминание об эпохе переселения арийцев (сынов Ария) из Поволжья в Причерноморье есть и в «Книге Велеса».
Это значит, что Индрик-зверь не просто некое хтоническое чудовище, но и царь индов. Инды жили недалеко от Керченского пролива, в котором, согласно древнейшим греческим мифам, был расположен Аид – Пекельное царство славянских легенд и песен. Возможно ещё и поэтому он – царь подземного царства.
Здесь же следует вспомнить, что Боспор Киммерийский, современный Керченский пролив, так был назван греками, и означал – «Путь Быка», а полуостров Крым от славян получил название Таврида от Тавр – «Бык». Поводом этому, вероятно, послужила именно народность, проживающая на восточном побережье Чёрного моря, – синды (инды, винды) - индо-скифы - тавро-скифы - индо-славы, поклоняющиеся Индре, священным животным которого был именно бык.
«Праотцы… пошли к краям нашим. И там мы сложили песни наши об Индре и Валу. И стали мы верующими…» (Троян 1,2:4). «И вот Магура поёт песни свои к сече. И эта Птица от Индры изошла, ибо Индра был и пребудет навеки тем самым Индрой, который вместе с Перуном всегда сражается» (Троян 1, 2:11). «И тут Индра пришёл к нам, чтобы мы сохранили свою силу в бою и стали твёрдыми, чтобы витязи наши одолели, ибо сила наша – божеская, и нам не быть побеждёнными на поле» (Троян 11, 2:8). «И влёк нас сын Света Индра от Тьмы» (Троян 11, 4:8). «И просили мы в Ясуни, и Индра шёл за нами, как шёл за отцами нашими на рамеев в Троянской земле» (Бус 111, 6:3).

История и лингвистика утверждают, что спустя много веков, народность, до последнего хранившая верность своему древнейшему богу-герою, носила созвучное имени бога самоназвание – инды. Отсюда и местное название горы, с которой был связан главный миф этого народа.
Сменялись народы. На смену одним языкам приходили другие. В веках утратилась история и архаичная мифология. Но необычная гора всё время сохраняла своё древнее индивидуальное название. На языке абхазо-адыгейской группы народов термин «гора» звучит, как – «къушъхье». Полное же название горы произносилось, как «Индыкъушъхье» (некоторые неправильно произносят это полное древнее название, как – Индыкуш, Хиндукуш, Гиндугуш), и буквально означало – «Гора Индов». Индыкъушъхье – Индыкушхо - Индышхо – Индушхо – Индюшка… Так, весьма вероятно, шла трансформация названия горы. Когда же первые русские картографы составляли карту Кавказа, и наносили на неё местные топонимические названия, то вероятно, в знак «уважения» к мощности скал, они женский род в названии топонима заменили на мужской. Тогда то и появилось на карте название «Индюк». Вот такая вот история названия горы!
В более поздние века появились уже новые боги. Но именно Индра явился прообразом таких Солнце-Богов громовержцев-змееборцев, как: Бог Солнца Яр, Вышний-Крышень, Перун…, и даже древнеегипетского бога Солнца - Гора (!). Именно его отголосок сегодня украшает и герб столицы нашей родины. Георгий Победоносец – это ни что иное, как эхо древнейшего мифа. А гора Индюк – символ этого мифа, память о народе, хранившем до последнего верность своему изначальному Богу.
Всё это и много другого интересного вобрал данный туристско-экскурсионный маршрут. Трасса маршрута доступна в течение всего года кроме месяцев с ненастной погодой. Однодневный маршрут доступен всем категориям туристов, начиная от среднего школьного возраста, не имеющим физических недостатков. Прохождение маршрута требует сопровождения группы туристов экскурсоводом с инструкторской подготовкой по туризму.

Условия для прохождения маршрута

Пешеходные экскурсионные прогулки возможны в течение всего года при соответствующей экипировке туристов и при благоприятных метеоусловиях. При этом, путешествия в любых условиях требуют обязательного сопровождения туристов опытным инструктором-экскурсоводом.
Возрастные ограничения:
- дети в сопровождении родителей - от 8 лет;
-
детские группы при вспомогательном сопровождении воспи-
тателей - от 12 лет;

Внимание! Турист должен иметь физические возможности для преодоления в течение дня 14-ти километрового горного перехода с участками скального рельефа.
Личное снаряжение для прохождения маршрута:
- рюкзак (объемом до 30 л); 
- обувь на жесткой рифленой подошве; 
- спортивный костюм; 
- купальный костюм (в летнее время); 
- теплая, но легкая куртка (в межсезонье); 
- плащ-накидка (дождевик); 
- КЛМН.
С собой желательно иметь:
- личную аптечку и личный ремонтный набор; 
- сменную, запасную обувь, запасные носки; 
- туристский коврик («коремат»); 
- туалетные принадлежности.

Рекомендуется иметь:
- фотоаппарат (видеокамеру).

Как заказать экскурсию по данному маршруту?

Условия для оформления заказа экскурсии:
Заявка должна быть подана не позже чем за 3 дня до даты её проведения.
Необходимо указать общее количество людей в группе и из них детей (до 14 лет).
Уточнить условия питания на маршруте (полное обеспечение питания турфирмой; содействие в организации питания при наличии сухого пайка в группе (в частности: предоставление группового кострового и кухонного инвентаря); полная автономия туристов на маршруте; обеспечение конкретного сухого пайка (меню, предпочтения в сырьевом наборе); без питания.
Требуемое транспортное обслуживание на маршруте (подвоз к началу пешеходного участка маршрута и встреча по окончании программы; только подвоз вначале или только встреча и где); использование дополнительного транспорта (грузового и др.).
В общую стоимость обслуживания входит:
Организационные услуги.
Общая стоимость транспортного обслуживания на маршруте.
Работа экскурсовода-инструктора (при численности группы до 20 человек стоимость фиксированная).
Экологический сбор (входная плата на охраняемый объект).
Стоимость питания (в соответствии с согласованными условиями).
Посещение культурных программ.
Групповое снаряжение (в соответствии с согласованными условиями).
Сувенирная продукция (при её включении в условия программы обслуживания).
Обязательная страховка от несчастного случая.
Сопровождение группы на маршруте эксклюзивным специалистом.

Порядок предоставления туристско-экскурсионных услуг:
Согласно Положения «Порядок предоставления услуг» предполагаемый услуги оплачиваются клиентом в форме 100% предоплаты, о чём турист получает на руки подтверждение в виде туристской путёвки. Юридическую силу на туристское обслуживание на маршруте имеет Договор на туристское обслуживание, заключённый между туристом (заказчиком) и турфирмой (предпринимателем) исполнителем программы обслуживания на маршруте.
Турист обязан:
Своевременно явиться к месту начала экскурсии (путешествия) и соблюдать в дальнейшем график движения по маршруту.
Соблюдать на маршруте требуемые правила поведения, технику безопасности, противопожарные и санитарные нормы и правила.
Уважительно относиться к местному населению и обслуживающему персоналу, бережно относиться к памятникам, культуры, природы и окружающей среде.

Турист имеет право:
На получение необходимой достоверной информации о туристско-экскурсионных программах турфирмы.
На обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и своевременное получение неотложной медицинской помощи.
На предъявление претензий в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания туристско-экскурсионного обслуживания по конкретной программе, которая должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня её регистрации исполнителем.
Расторгнуть договор купли-продажи туристско-экскурсионных услуг с возвратом путёвки в любой момент до начала обслуживания по программе, возместив при этом турагентству её фактические затраты, понесённые в ходе подготовки и реализации программы обслуживания, что составит при отказе:
- более чем за три дня до начала обслуживания – 15 % от общей стоимости путёвки;
- за три – один день – 30 % от общей стоимости путёвки;
- менее че за сутки – 80 % от общей стоимости путёвки.
Особые условия:
Исполнитель оставляет за собой право переноса даты экскурсии (путешествия) или замены её на равноценную в связи с форс-мажорными обстоятельствами (стихийное бедствие, ненастная погода, вдруг возникшая техническая неисправность транспорта, болезнь исполнителя).
Телефоны: +7 (988) 153-39-83
Организатор экскурсии:
Диспетчер (оформление заказа): +7 (952) 861-90-12
Заказать услугу (связаться с нами)